|
Китайский импорт начнет дорожать, если таможня воплотит план
Глава парламентского комитета по бюджету и финансам парламента Ахматбек Келдибеков обвинил правительство в сговоре — в лице Минфина правительство выпускает государственные ценные бумаги для коммерческих банков под 21%, прикрыв при этом легкий путь обогащения для населения.
Действительно, многие бы простые граждане могли бы вложить средства под такие проценты с гарантированной выплатой со стороны государства — в прошлом году средневзвешенная доходность выпуска 6-мес. ГКВ достигала 15%.
По итогам 2011 года выпуск ценных бумаг Минфином составил почти 9 млрд сомов, что не так уж и мало. Интересно, что в конце июля 2011 года Нацбанк опровергал критику главы комитета по бюджету и финансам Акылбека Жапарова, который говорил о больших займах правительством национальной валюты. «За январь-июнь 2011 года Министерство финансов разместило ГКВ и ГКО на общую сумму 1,7 млрд сомов», - сообщал 29 июля 2011 года Нацбанк.
Механизм выпуска государственных ценных бумаг простой — это напоминает финансовую пирамиду. Зачастую выручка от одного размещения покрывает выплаты по предыдущему. Основная цель — латать дыры в бюджете.
Этим механизмом пользуется, например, Социальный фонд, который вкладывает средства в бумаги Государственного накопительного пенсионного фонда. По сообщению фонда, он инвестировал с августа по октябрь 2011 года в государственные ценные бумаги 877 млн 527 тыс. 913,91 сома.
Ситуация доходила до того, что вкладывать деньги в ГЦБ банкам было выгодней, чем кредитовать компании или население.
Очевиден общий тренд в инвестициях в ГЦБ — с осени цифры резко увеличились, и частные компании даже позиционировали сотни миллионов инвестиций в ценные бумаги как услугу правительству (по некоторым данным, их об этом вежливо или не совсем вежливо попросили в правительстве).
Как поведет себя в этой ситуации глава Минфина А.Жапаров, становится почти ясным — пока часть дефицита бюджета будут покрывать кредитом от финансовой пирамиды.
Счетная палата сообщила о хищениях и аферах в Министерстве чрезвычайных ситуаций — достоянием гласности стала цифра в 32 млн сомов (эта цифра не включает в себя необнаруженные нарушения и необнародованные). Кроме этого, в центральном аппарате на счете «Внутриведомственные расчеты по финансированию из бюджета» образовалась дебиторская задолженность за хозрасчетными структурами МЧС на 99,3 млн сомов, которая фактически использована на их собственное содержание. Словом, объемы хищения обычные для «частной лавочки» в виде министерства. Правда, если верить депутату Камчыбеку Ташиеву, в МЧС не воровали только при нем, когда он его возглавлял (с 30 ноября 2007 года по 10 декабря 2009 года).
Если МЧС является частной лавочкой, то Министерство образования является коровой, через которую доят бюджет. Другие ассоциации в голову не приходят, прочитав данные Счетной палаты. Дублирование подготовки специалистов обычное дело — Национальный университет в четырех своих подразделениях штампует юристов, бизнесменов и управляющих. Только 40% студентов, финансируемых из бюджета, заканчивают вуз (хорошо было бы проверить их фактическое существование и посещение вуза по списку). С тендерами на покупку книг за счет иностранных кредитов еще хуже — компании-поставщики не спешат выполнять многомиллионные контракты.
Поэтому не стоит удивляться, что по числу высших учебных заведений на душу населения, которые финансируются из бюджета, Кыргызстан находится в лидерах. В конце 1990-х годов насчитывалось 65 вузов на 5 млн населения. При этом о качестве говорить не стоит — это известно каждому трезвому гражданину.
Вывод следующий: с одной стороны, высшее образование стало большой индустрией по зарабатыванию денег законными и незаконными путями, где высасывание денег из бюджета остается одним из способов; с другой стороны, система уже давно не реагирует на спрос ни по профессиям, ни по качеству. Поэтому дворников из нашей страны с тремя дипломами юриста, дипломата и бизнесмена в российских городах встретить очень легко...
Председатель Государственной таможенной службы Кубанычбек Кулматов сегодня сообщил депутатам (не народу) две новости. Первая новость — оказывается, население Кыргызстана потребляет только 33% импорта с Китая, остальное уходит в Таджикистан и Узбекистан. При этом реэкспорта в другие страны вообще нет. «Но статистика Китая показывает это (транзит в Таджикистан и Узбекистан) как импорт в Кыргызстан», - пояснил он. Получается, или груз оформляется в Китае как следующий в Кыргызстан (затем на нашей территории переоформляется как транзит в Таджикистан или Узбекистан), или для китайской статистики лень считать объем экспорта в эти две страны.
Другая новость, которая потенциально может повлиять на стоимость всего китайского импорта, — это переход на другую методику исчисления таможенных ставок. К.Кулматов сказал депутатам, что сейчас осуществляется переход на администрирование таможенной стоимости от веса (кг) к стоимости товаров.
Высчитывание таможенных пошлин на импорт из Китая всегда осуществлялось по весу. Это позволяло таможне аргументировать разницу между официальной статистикой Китая и Кыргызстана, которые различались в разы. Основное объяснение столь доисторического метода, когда пошлины с картошки и компьютеров считали по весу, таможня объясняла плохой оснащенностью границ. Не трудно догадаться, что так было дешевле для импорта и менее прозрачно.
Вряд ли таможня быстро сможет перейти на новую методологии чисто технически. Но первое влияние Таможенного союза уже говорит о себе — новую методологию вводят не от хороший жизни. Самое главное — новая методология потенциально может удорожить импорт из Китая...
Президент Алмазбек Атамбаев сегодня принял делегацию США во главе с заместителем помощника госсекретаря США по Южной и Центральной Азии Сьюзэн Эллиот. Судя по составу и заявлению сторон, преобладала военная тема. Президент еще раз заявил, что после лета 2014 года в гражданском аэропорту «Манас» не должно быть иностранного военного контингента.
С одной стороны, это как бы заверение, что досрочного вывода военного персонала из «Манаса» не будет и как минимум до 2014 года база будет существовать. С другой стороны, приезд делегации Госдепа, Пентагона и Совета национальной безопасности перед поездкой Атамбаева в Москву — это закономерно. Уж слишком непредсказуемой было руководство страны при Бакиеве, что в Пентагоне решили лично встретиться в президентом.
Делегация США приехала не с пустыми руками, а привезла послание президента Барака Обамы. Это тоже неслучайно — как сообщала в своих дипломатических депешах экс-посол США Татьяна Гфэллер, экс-глава МИД Сарбаев буквально выпрашивал письмо от Б.Обамы во время переговоров по созданию Центра транзитных переговоров и затрепетал, когда наконец получил его. Теперь не удивляйтесь, что в Вашингтоне сложилось впечатление, что послание их президента действует, как банка Кока-Колы на аборигенов.